Противодействие экстремизму
Методические рекомендации
В рамках реализации рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет"
Федеральные законы Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму
![]() |
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ |
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" | |
![]() |
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ |
«О противодействии экстремистской деятельности» | |
![]() |
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ |
«О референдуме Российской Федерации» | |
![]() |
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ |
«О свободе совести и о религиозных объединениях» | |
![]() |
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ |
«О безопасности» | |
![]() |
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ |
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 июня 2016 г. N 09-1467 О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач: 1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся; 2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях. Для решения указанных задач представляется целесообразным: I. Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов, в т.ч.: - проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий; - осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности); - проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций специалистов - психологов, социологов; - обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы - поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности). 2. Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в т.ч.: - организовывать тематические классные часы (например, "Мировое сообщество и терроризм", "Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия терроризму" и т.п.); - организовывать лекции по антитеррористической тематике (например, "Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие им"), с участием представителей правоохранительных структур, психологов, социологов (возможно - с привлечением лиц, отказавшихся от террористической деятельности); - проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов - психологов, социологов, представителей правоохранительных структур; - привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.); - проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.). 3. Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в т.ч.: - развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы; - привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.); - организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания; - участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализации детей террористов и их Пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов. |
Cписок экстремистских материалов
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.
При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.
Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Линия помощи «Дети Онлайн»
Линия помощи «Дети онлайн» - защити себя в интернете.
Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Горячая линия: 8 800 25 000 15
Звонки по России бесплатные. Мы готовы обсудить с Вами проблему с 9 до 18 (по московскому времени) по рабочим дням.
Онлайн-чат: detionline.com
Журнал «Дети в информационном обществе»
- Узнали, что ребенок стал жертвой сетевого обмана, мошенничества, вымогательства?
- Нуждаетесь в информации о том, как оградить детей от негативного контента в сети?
- Хотите знать, как помочь Вашему ребенку, если он стал жертвой преследования и оскорблений в интернете?
Мы помогаем:
- Что-то огорчило или расстроило в Интернете?
- Стал жертвой сетевого мошенничества?
- Столкнулся с оскорблениями и преследованиями в Интернете?
- Твой компьютер заблокирован вирусом?
- Тебе делают неприличные предложения в Интернете?
- Тебе сложно поговорить с кем-то о том, что происходит с тобой в Интернете?
- Родители думают, что ты слишком много времени проводишь в виртуальном мире?
- Заметил, что тебе проще общаться с друзьями в сети, а не в реальной жизни?
Задачи проекта:
- психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во время пользования Интернетом и/или мобильной связью;
- информационная и консультационная поддержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи детьми.
Целевая аудитория:
- несовершеннолетние (до 18 лет) пользователи Интернета и мобильной связи;
- родители;
- работники образовательных и воспитательных учреждений (преподаватели, учителя, классные руководители, воспитатели).
Безопасный Интернет
Безопасность детей в интернете
Дети используют планшеты и смартфоны для общения, учёбы, поиска информации и игр, не подозревая об опасностях, которые ждут их в интернете
Позаботьтесь о безопасности ваших детей — пусть они:
- открывают только подходящие по возрасту сайты и приложения
- учатся грамотно распределять время между играми и учёбой
- не пропадают из вашего поля зрения
Оградить детей от нежелательной информации в интернете и деструктивного контента с помощью специальных сервисов может любой родитель даже без технических знаний
Родительский контроль
Средства родительского контроля — это программы, которые защищают детей от вредного контента и позволяют следить за временем, проведённым в сети. Их разрабатывают операторы связи и цифровые компании, основавшие Альянс по защите детей в цифровой среде
Приложения операторов связи
- Отслеживают уровень заряда смартфона ребёнка
- Блокируют нежелательные сайты
- Дают точные данные о местоположении устройства
Родители могут настроить зоны, например территорию школы или района. Приложение будет отправлять смс, если ребёнок выйдет за их пределы. Для чрезвычайных ситуаций есть кнопка SOS. Приложения доступны для Android и iOS
Подробности использования и установки узнавайте у операторов связи
Браузеры и поисковые системы
«Яндекс»
В поиске «Яндекса» есть несколько режимов, которые позволяют управлять поисковой выдачей
Режимы фильтрации
- Умеренный — из результатов поиска исключаются сайты для взрослых, если запрос явно не направлен на поиск таких ресурсов. Режим включён по умолчанию
- Семейный — из результатов поиска полностью исключается контент для взрослых, даже если запрос явно направлен на поиск таких сайтов. Также не показываются сайты с нецензурной лексикой. Режим можно активировать в настройках
Как включить
- Откройте раздел «Настройка поиска»
- В блоке «Фильтрация поиска» выберите «Семейный режим»
- Нажмите «Сохранить» внизу страницы
Режимы фильтрации в поиске «Яндекса» работают в любом браузере
Microsoft Edge
В детском режиме можно:
- выбрать возрастную группу ребёнка
- включить защиту от рекламы
- настроить отслеживание нежелательного контента
Дети могут пользоваться сайтами из белого списка, а выйти за его пределы в открытый интернет получится только с разрешения родителей
Как включить
- Перейдите в профиль учётной записи Microsoft Edge
- Выберите функцию «Просмотр в детском режиме»
- Укажите возрастную группу ребёнка: 5—8 или 9—12 лет
Google Chrome
Функция родительского контроля в аккаунте ребёнка не позволит:
- посещать страницы из чёрного списка
- видеть в поиске сайты для взрослых
- использовать режим «инкогнито»
Детям до 13 лет не будут показывать персонализированную рекламу
Как включить
- Скачайте Family Link — приложение Google для родительского контроля
- Выберите профиль ребёнка
- Перейдите в «Настройки», установите ограничения и разрешения
Безопасность детей в соцсетях
Чтобы защитить ребёнка от нежелательного контента и других угроз в соцсетях, регистрируйте его аккаунты на адрес Детской электронной почты, привязанный к вашей. Вы получите постоянный доступ к аккаунту ребёнка, и поменять пароль он сможет только с вами
Зарегистрируйтесь во всех соцсетях, где есть ваш ребёнок. Добавьте его в друзья и просматривайте посты, друзей и сообщества, в которых он состоит. Играйте с ребёнком в его любимые игры. Он будет охотнее делиться подробностями своей онлайн‑жизни и прислушиваться к вашим советам
Что такое российская безопасная электронная почта для ребёнка
Бесплатные сервисы по цифровой безопасности
Разобравшись в виртуальном мире сами, вы сможете более уверенно говорить о нём с детьми. Бесплатно получить информацию о цифровой безопасности можно в специальных сервисах
«Цифровое доверие» от МегаФона
Образовательная онлайн‑платформа о безопасности детей в цифровой среде поможет разобраться:
- какие угрозы есть в интернете
- как защитить свои персональные данные
- что делать с кибербуллингом и его последствиями
Дети могут пользоваться сайтами из белого списка, а выйти за его пределы в открытый интернет получится только с разрешения родителей
Проект «Урок цифры»
Даёт детям углублённые знания о цифровом мире в развлекательной форме
«Яндекс.Учебник»: уроки цифровой безопасности
Курс по информационной безопасности из 3 уроков является частью образовательной программы по информатике для 7—8 классов. Рассказывает об опасностях цифровой среды и методах защиты от них
Онлайн-курс для родителей «Как защитить ребёнка от рисков в интернете»
Курс для родителей из нескольких видеоуроков разработан на основе исследования безопасности детей в интернете
Проект «Цифровой ликбез»
Курс образовательных видеороликов о цифровой грамотности и правилах кибербезопасности в современном мире
День защиты детей в интернете
Проект направлен на борьбу с кибербуллингом, защиту детей в сети и повышение качества общения в интернете. На сайте вы найдёте советы и рекомендации для родителей, педагогов и неравнодушных взрослых
Азбука «Альянса»
Словарь терминов, связанных с цифровой безопасностью, поведением в интернете и интернет‑рисками
Приложение «RUTUBE Детям»
Инструмент гибкой настройки и контроля за тем, что смотрит ребёнок и сколько времени он тратит на гаджеты
В библиотеке приложения доступно более 10 000 единиц детского контента:
- обучающие ролики
- развлекательные видео
- каналы детских блогеров
- популярные мультфильмы
Как создать и настроить детский профиль
- Авторизуйтесь в приложении «RUTUBE Детям» под своим аккаунтом
- Введите цифры с экрана, чтобы войти в раздел родительского контроля
- Нажмите «Добавить детский профиль» и настройте его:
- выберите аватар
- укажите имя
- включите поиск по приложению, если нужно
- Установите таймер просмотра — при необходимости
Если аккаунта RUTUBE нет, создайте его в приложении «RUTUBE Детям» и следуйте инструкциям
Подкаст «Лукоморье. Сказки Кота‑учёного»
Цикл детских программ в стихах о безопасности в сети и цифровой грамотности. В сказочном королевстве компьютерные злодеи Леший, Волк и Кикимора воруют пароли и личные данные, взламывают электронную почту, заражают компьютеры вирусами
Системный администратор Василиса Премудрая объясняет, как правильно действовать при возникновении угрозы и что будет, если пренебрегать правилами безопасности. Длительность одной программы 6—8 минут
Спецвыпуск журнала «Умняшки»
Спецвыпуск журнала «Панорама TV» и «Детского радио» полностью посвящён теме интернет‑безопасности. Персонажи «Детского радио» Веснушка и Кипятоша предлагают ребёнку проверить навыки пользования интернетом, решив задачи на логику, смекалку и внимательность